Мотобуры М-10, КМ-10, КМ-10И

Мотобуры КМ-10, КМ-10И и М-10 предназначены для бурения скважин в отложениях I-V категории буримости, глубиной до 10 м шнековым способом д. 62 мм и твердосплавными коронками д. 59 мм без промывки при поисках, съемке, картировании, инженерно-геологических изысканиях, а также других работ аналогичного характера в труднодоступных районах.

Мотобур М-10

Мотобур М-10
Мотобур М-10

Мотобур М-10 поставляется без стойки механизма подачи, не имеет рамы и подкоса. Используется для ручного бурения, для этого оборудован специальными ручками с амортизаторами и подставку.

Мотобур КМ-10

Мотобур КМ-10
Мотобур КМ-10

Оборудован стойкой воспринимающей крутящий момент и вибрацию в процессе бурения. Стойка значительно улучшает условия и обеспечивает безопасность труда. Оснащается механизмом обеспечивающим подачу и подъем бурового инструмента.

Мотобур КМ-10И

Мотобур КМ-10И
Мотобур КМ-10И

Модернизированная версия мотобура КМ-10. Вместо отечественного двигателя САД-5 устанавливается более надежный и стабильный американский двигатель Briggs&Stratton 750 Series I/C DOV.

Технические характеристики

Хар-каЕд. изм.М-10КМ-10КМ-10И
Глубина бурения:
— Шнеками д. 62 ммм10
— Твердосплавными коронками д.5910
Механизм подачи:
— Максимальное усилие Н (кгс), не менее1176 (120)
Вращатель:
— Частота вращенияоб/мин185/625120/400
— Тип Ручная подачаПодвижный
— Угол наклона вращателяградусов45-90не более 15
Привод:
— Тип «Урал-Профи» / САД-5Briggs&Stratton 750 Series I/C DOV
— МощностькВт (л.с)5 (3,6)4,5 (3,3 )
Габаритные размеры:
— Длинамм700595700
— Ширина306325600
— Высота54013401270
Длина хода подачим0,9±0,1
Длина свечи (шнека, штанги) номинальная, м0,8±0,05
Масса:
Мотобуркг163445
Мотобур (с запасными частями, монтажным и буровым инструментом и принадлежностями к двигателям)759095

Устройство и принцип работы

Принцип работы мотобура показан на кинематической принципиальной схеме.

Кинематическая схема мотобура КМ-10
Схема кинематическая принципиальная

Мотобур КМ-10 состоит из:

  • Двигателя 1,
  • Вращателя 2,
  • Стойки с механизмом подачи 3,
  • Рамы 4,
  • Подкоса 5,
  • Каретки 6;
  • Регулятора газа 7,
  • Колеса 8;
Мотобур КМ-10

Для перемещения от скважины к скважине станок комплектуется двумя колесами 8, которые монтируются на раме 4.

Вращатель представляет собой двухскоростной планетарный редуктор, состоящий из корпусов 16 и 27 с крышками 2 и 13, в котором монтируются основные детали.

Вращатель
Вращатель
  • 1 — Венец зубчатый,
  • 2 — Крышка,
  • 3 — Вал-шестерня,
  • 4 — Шестерня,
  • 5 — Болт (пробка),
  • 6, 16, 27 — Корпус,
  • 7 — Вилка,
  • 8 — Валик,
  • 9 — Ручка,
  • 10 — Вал,
  • 11 — Штифт,
  • 12 — Манжета,
  • 13 — Крышка,
  • 14 — Муфта,
  • 15 — Водило,
  • 17 — Блок-шестерня,
  • 18, 19, 20, 21, 22 — Подшипник,
  • 23 — Диск зубчатый,
  • 24 — Диск сцепления,
  • 25 — Пружина,
  • 26 — Стакан,
  • 28 — Диск,
  • 29 — Ступица,
  • 30 — Управление сцепление,
  • 31 — Втулка,
  • 32 — Проставка;

Ведущий вал-шестерня 3 установлен на шарикоподшипниках, которые находятся в корпусе 27 и на валу 10.

Вал-шестерня 3 связан с диском сцепления 24 через венец зубчатый 1 и находится в непосредственном зацеплении с тремя шестернями-сателлитами, посредством которых приводится во вращение корпус 6 и водило 15.

Все шестерни, кроме муфты 14, находятся в постоянном зацеплении между собой.

Вращение на вал 10 передается через муфту 14. Переключение передачи осуществляется ручкой 9 и вилкой 7, установленной на валике 8.

В зависимости от занимаемого положения муфта 14 входит в зацепление с водилом 15 или корпусом 6.

Верхнее положение муфты 14 должно соответствовать второй передаче, а нижнее — первой.

Внимание! Зубчатая муфта не имеет нейтрального положения. Переключение передач производится при выключенном сцеплении или выключенном двигателе.

Выключение сцепления осуществляется рычагом 3, нажатием вниз, до срабатывания механизма фиксации в положении — «выключено».

Для включения сцепления необходимо: сжимая между собой ручки 4, вывести из зацепления пластины 5 и плавно поднять механизм управления до упора вверх. Для предотвращения заедания при работе механизма управления сцеплением, не допускайте сильного загрязнения и периодически смазывайте трущиеся поверхности смазкой.

Сцепление КМ-10
Сцепление

Вращатель заполняется маслом через резьбовое отверстие с пробкой 5 на корпусе 16; резьбовое отверстие одновременно является контрольным уровнем масла. Смазка трущихся поверхностей вращателя осуществляется разбрызгиванием.

Для предупреждения утечки масла из вращателя, места выхода вала 10 и вала-шестерни 3 уплотнены манжетами 12.

Вращатель фиксируется с фланцем двигателя через втулки 31 болтами, входящими в комплект поставки.

Крепление корпуса вращателя к каретке 6 осуществляется болтами и шпильками, которые при эксплуатации необходимо проверять на надежность затяжки.

Стойка с механизмом подачи представляет собой конструкцию из пружинного аккумулятора, цепного механизма перемещения и каретки 2. Механизм подачи предназначен для осуществления спуско-подъемных операций и зарядки пружинного аккумулятора при создании давления на забой в процессе бурения.

Стойка и механизм подачи КМ-10
Стойка и механизм подачи
  • 1 — Стойка,
  • 2 — Каретка,
  • 3 — Собачка,
  • 4 — Храповик,
  • 5 — Амортизатор,
  • 6 — Вкладыш,
  • 7 — Цепь,
  • 8 — Пружина,
  • 9 — Ограничитель хода,
  • 10 — Канат,
  • 11 — Ролик,
  • 12 — Рукоятка,
  • 13 — Шестерня,
  • 14 — Колесо,
  • 15 — Звездочка;

Привод механизма подачи осуществляется рукояткой 12 через:

  • Звездочки,
  • Ролик 11,
  • Цепь 7,
  • Канат 10;

Концы цепи и каната соединены с кареткой 2 и пружиной 8.

При необходимости создания дополнительного давления зарядки пружинного аккумулятора производится растягивание пружины 8 посредством рукоятки 12 и фиксации ее собачкой 3.

Нейтральное положение собачки 3 соответствует свободному ходу рукоятки 12.

Промежуточными элементами между кареткой и стойкой являются резиновые амортизаторы 5 и капроновые вкладыши 6, которые обеспечивают уменьшение вибрации при бурении, а также необходимое скольжение трущихся поверхностей.

Подкос 5 служит для удержания стойки в вертикальном положении. В верхней части стойки расположено специальное зажимное устройство с гайкой.