Мотобуры КМ-10, КМ-10И и М-10 предназначены для бурения скважин в отложениях I-V категории буримости, глубиной до 10 м шнековым способом д. 62 мм и твердосплавными коронками д. 59 мм без промывки при поисках, съемке, картировании, инженерно-геологических изысканиях, а также других работ аналогичного характера в труднодоступных районах.
Оглавление
Мотобур М-10 поставляется без стойки механизма подачи, не имеет рамы и подкоса. Используется для ручного бурения, для этого оборудован специальными ручками с амортизаторами и подставку.
Оборудован стойкой воспринимающей крутящий момент и вибрацию в процессе бурения. Стойка значительно улучшает условия и обеспечивает безопасность труда. Оснащается механизмом обеспечивающим подачу и подъем бурового инструмента.
Модернизированная версия мотобура КМ-10. Вместо отечественного двигателя САД-5 устанавливается более надежный и стабильный американский двигатель Briggs&Stratton 750 Series I/C DOV.
Хар-ка | Ед. изм. | М-10 | КМ-10 | КМ-10И |
Глубина бурения: | ||||
— Шнеками д. 62 мм | м | 10 | ||
— Твердосплавными коронками д.59 | 10 | |||
Механизм подачи: | ||||
— Максимальное усилие | Н (кгс), не менее | 1176 (120) | ||
Вращатель: | ||||
— Частота вращения | об/мин | 185/625 | 120/400 | |
— Тип | Ручная подача | Подвижный | ||
— Угол наклона вращателя | градусов | 45-90 | не более 15 | |
Привод: | ||||
— Тип | «Урал-Профи» / САД-5 | Briggs&Stratton 750 Series I/C DOV | ||
— Мощность | кВт (л.с) | 5 (3,6) | 4,5 (3,3 ) | |
Габаритные размеры: | ||||
— Длина | мм | 700 | 595 | 700 |
— Ширина | 306 | 325 | 600 | |
— Высота | 540 | 1340 | 1270 | |
Длина хода подачи | м | 0,9±0,1 | ||
Длина свечи (шнека, штанги) | номинальная, м | 0,8±0,05 | ||
Масса: | ||||
Мотобур | кг | 16 | 34 | 45 |
Мотобур (с запасными частями, монтажным и буровым инструментом и принадлежностями к двигателям) | 75 | 90 | 95 |
Принцип работы мотобура показан на кинематической принципиальной схеме.
Мотобур КМ-10 состоит из:
Для перемещения от скважины к скважине станок комплектуется двумя колесами 8, которые монтируются на раме 4.
Вращатель представляет собой двухскоростной планетарный редуктор, состоящий из корпусов 16 и 27 с крышками 2 и 13, в котором монтируются основные детали.
Ведущий вал-шестерня 3 установлен на шарикоподшипниках, которые находятся в корпусе 27 и на валу 10.
Вал-шестерня 3 связан с диском сцепления 24 через венец зубчатый 1 и находится в непосредственном зацеплении с тремя шестернями-сателлитами, посредством которых приводится во вращение корпус 6 и водило 15.
Все шестерни, кроме муфты 14, находятся в постоянном зацеплении между собой.
Вращение на вал 10 передается через муфту 14. Переключение передачи осуществляется ручкой 9 и вилкой 7, установленной на валике 8.
В зависимости от занимаемого положения муфта 14 входит в зацепление с водилом 15 или корпусом 6.
Верхнее положение муфты 14 должно соответствовать второй передаче, а нижнее — первой.
Внимание! Зубчатая муфта не имеет нейтрального положения. Переключение передач производится при выключенном сцеплении или выключенном двигателе.
Выключение сцепления осуществляется рычагом 3, нажатием вниз, до срабатывания механизма фиксации в положении — «выключено».
Для включения сцепления необходимо: сжимая между собой ручки 4, вывести из зацепления пластины 5 и плавно поднять механизм управления до упора вверх. Для предотвращения заедания при работе механизма управления сцеплением, не допускайте сильного загрязнения и периодически смазывайте трущиеся поверхности смазкой.
Вращатель заполняется маслом через резьбовое отверстие с пробкой 5 на корпусе 16; резьбовое отверстие одновременно является контрольным уровнем масла. Смазка трущихся поверхностей вращателя осуществляется разбрызгиванием.
Для предупреждения утечки масла из вращателя, места выхода вала 10 и вала-шестерни 3 уплотнены манжетами 12.
Вращатель фиксируется с фланцем двигателя через втулки 31 болтами, входящими в комплект поставки.
Крепление корпуса вращателя к каретке 6 осуществляется болтами и шпильками, которые при эксплуатации необходимо проверять на надежность затяжки.
Стойка с механизмом подачи представляет собой конструкцию из пружинного аккумулятора, цепного механизма перемещения и каретки 2. Механизм подачи предназначен для осуществления спуско-подъемных операций и зарядки пружинного аккумулятора при создании давления на забой в процессе бурения.
Привод механизма подачи осуществляется рукояткой 12 через:
Концы цепи и каната соединены с кареткой 2 и пружиной 8.
При необходимости создания дополнительного давления зарядки пружинного аккумулятора производится растягивание пружины 8 посредством рукоятки 12 и фиксации ее собачкой 3.
Нейтральное положение собачки 3 соответствует свободному ходу рукоятки 12.
Промежуточными элементами между кареткой и стойкой являются резиновые амортизаторы 5 и капроновые вкладыши 6, которые обеспечивают уменьшение вибрации при бурении, а также необходимое скольжение трущихся поверхностей.
Подкос 5 служит для удержания стойки в вертикальном положении. В верхней части стойки расположено специальное зажимное устройство с гайкой.