Шахтная вспомогательная лебедка ШВА 18000х0,25П предназначена для перемещения грузов и оборудования, погрузочно-разгрузочных и монтажно-демонтажных работ в шахтных условиях.
Оглавление
Безотказная работа лебедки обеспечивается при правильной эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и выполнения указаний руководства по эксплуатации.
Лица допущенные к эксплуатации и обслуживанию лебедки, должны быть подробно ознакомлены с руководством по эксплуатации.
Эксплуатировать лебедку разрешается только после ознакомления с инструкцией и выполнении требований руководства по эксплуатации.
Мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту лебедки должны выполняться в строгом соответствии со сроками, указанными в руководстве. Выход из строя деталей, сборочных единиц, неисправности должны фиксироваться потребителем в паспорте лебедки.
Применение лебедки для других целей, кроме назначенных, или превышение его технических возможностей не допускается. Предприятие-изготовитель не отвечает за поломки, вызванные неправильной эксплуатацией. Данные поломки не являются гарантийным случаем.
К управлению лебедки и ее обслуживанию допускаются лица, прошедшие обучение, сдавшие экзамены на право эксплуатации лебедки, получившие соответствующее удостоверение и прошедшие инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.
Предприятие-потребитель обязано дополнительно разработать инструкцию по безопасному ведению работ с использованием лебедки в конкретном случае.
Инструкция должна быть выдана машинисту, эксплуатирующему данную лебедку, под роспись.
Лебедка должна обслуживается одним машинистом.
Перед спуском в шахту машинист обязан ознакомится в журнале приема- сдачи смены о состоянии лебедки и горной выработки.
Лебедка должна перемещаться к месту установки в собранном виде, любым видом транспорта с соблюдением мер безопасности.
При установке лебедки необходимо использовать подъемнотранспортные средства и палочные приспособления исходя из весовых характеристик лебедки.
Размещение лебедки должно обеспечивать беспрепятственный доступ обслуживающего персонала.
Лебедку установить и закрепить на анкерные болты в соответствии с требованиями инструкции по монтажу разработанной потребителем.
Подключить лебедку к пневмосистеме шахты. Рабочий канат, диаметр которого указан в настоящем руководстве, закрепить в барабане с помощью прилагаемого клина и произвести намотку в соответствии с направлением указанном на табличке лебедки, крепление другими способами не допускается. Во время монтажа лебедки необходимо исключить присутствие в рабочей зоне людей, не занятых в процессе монтажа. После окончания монтажа лебедка должна подвергнута испытаниям. После окончания испытания лебедки и устранения выявленных недостатков должен быть составлен акт о проведении контроля выполнения требований безопасности, в котором должно быть указано:
После подписания акта лебедка считается сданной в эксплуатацию.
Перед началом работы машинист эксплуатирующий лебедку обязан осмотреть лебедку, состояние рабочего каната, место установки лебедки, проверить освещенность, вентиляцию, крепление кровли блоков шахты. При неудовлетворительном состоянии кровли блоков выработки, не приступая к работе вызвать лицо технического надзора.
До начала работы, необходимо осмотреть лебедку, проверить надежность крепления основных частей, рабочего каната, надежность закрепления лебедки, надежность соединения трубопроводов и подводящих рукавов низкого давления (пережатие рукавов не допускается), наличие масла в автомасленке, исправность тормозных устройств и храпового механизма и работоспособность звукового сигнала пневматического.
Неисправности, обнаруженные во время осмотра необходимо устранить на месте или вызвать ремонтный персонал.
Перед пуском лебедки в работу машинист обязан убедится в отсутствии посторонних лиц в зоне действия лебедки.
Во время работы лебедки необходимо:
При перерыве в работе в течение смены машинист обязан отключить подачу сжатого воздуха.
По окончании работы машинист обязан очистить лебедку, смотать канат, закрыть вентиль подачи сжатого воздуха.
После окончания работы по выходу из шахты машинист должен записать в журнале приема- сдачи смены объем выполненной работы и выявленные неполадки в работе лебедки. Механик или другой специалист по техническому надзору должен сделать запись в этом журнале о принятых мерах по устранению неисправностей, а также ремонте, проведенном при необходимости.
При выполнении технического обслуживания и ремонтных работ, очистке, смазки лебедки необходимо отключить ее от магистрали сжатого воздуха.
При производстве сварочных работ необходимо принять меры противопожарной безопасности (на месте проведения сварочных работ должен быть огнетушитель, песок и др.).
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
Лебедка предназначена для перемещения грузов и оборудования при погрузочно-разгрузочных и монтажно-демонтажных работах в шахтных условиях.
Лебедки выпускаются климатического исполнения У, категории размещения 5 по ГОСТ 15150-69, должны эксплуатироваться при положительных температурах от плюс 5°С до плюс 35°С окружающей среды.
Основные параметры и размеры лебедки должны соответствовать указанным в таблице (при давлении в пневмосети равном 0,4 МПа).
№ п.п. | Наименование параметра и размера | Ед. изм. | Норма |
1 | Тяговое усилие | Н, не менее | |
— На последнем ряду навивки | 24000 | ||
— На среднем ряду навивки | 31500 | ||
— На первом ряду навивки | 39000 | ||
2 | Скорость каната на среднем радиусе барабана | м/с | 0,250±0,01 |
3 | Диаметр каната | мм | 15 |
4 | Канатоемкость барабана | м, не менее | 153 |
5 | Установленная мощность | кВт | 12 |
6 | Габаритные размеры | мм, не более | |
— Длина | 1075 | ||
— Ширина | 660 | ||
— Высота | 688 | ||
7 | Масса лебедки без каната и рабочих жидкостей | кг, не более | 575 |
Средства торможения: пневматический тормоз на шкиве вал-шестерни, ручной ленточный тормоз на реборде барабана, храповый останов на реборде барабана.
Лебедка состоит из следующих основных частей и деталей:
1 — крышка; 2 — корпус блока; 3 — барабан; 4 — вал барабана; 5 — венец зубчатый; 6, 7 — сателлиты; 8, 9 — водила; 10 — рычаг тормоза; 11 — вал- шестерня; 12 — корпус; 13 — пневмомотор поршневой; 14 — пульт управления; 15 — масленка; 16 — глушитель; 17 — рама; 18 — колесо зубчатое; 19 — тормоз ленточный (лента тормозная)
1 — пневмоцилиндр; 2 — кронштейн; 3 — лента тормозная; 4 — вал- шестерня; 5 — шкив тормозной; 6 — корпус; 7 — ось; 8 — рычаг.
Крутящий момент от пневмомотора на барабан передается через редуктор привода.
Лебедка имеет пневматический пульт управления, который производит распределение сжатого воздуха к исполнительным механизмам. Для торможения, лебедка имеет три взаимодополняющих элемента тормозной системы, это пневматический ручной и храповой останов.
Пневматический тормоз состоит из тормозного шкива 5, ленты 3 и пневмоцилиндра 1 (рис. 2 ).
Тормозной шкив 5 установлен на вал-шестерне 4 на шпонке. Корпус тормозного пневмоцилиндра 1 шарнирно соединен с кронштейном 2. закрепленном на корпусе 6. Шток тормозного цилиндра через рычаг 8 соединен с лентой 3. По исполнению тормоз является суммирующим. Два рычага 8, стягивающие стальную ленту 3, имеют одинаковые по длине плечи F, поэтому тормозной момент, создаваемый пневмоцилиндром, не зависит от направления вращения пневмомотора.
При отключенном пневмомоторе сжатый воздух в пневмоцилиндр не поступает, поршень со штоком под действием пружины занимает верхнее положение и, поворачивая рычаг 8 вокруг оси 7, стягивает концы тормозной ленты.
Редуктор привода лебедки (см. рис.1) является двухступенчатым планетарным с «плавающими» звеньями. Вал-шестерня’ 11 соединяет пневмомотор с редуктором, она же является солнечным колесом первой ступени редуктора. Водила 8 и 9 каждой ступени и солнечное зубчатое колесо 18 второй ступени выполнены «плавающими». Зубчатый венец 5 является общим для двух ступеней, в зацеплении с ним находятся сателлиты 6 и 7 обеих планетарных ступеней.
Водило первой ступени 9 с солнечным колесом 18 и водило 8 второй ступени- с валом барабана 4 соединены зубчатыми муфтами. На водилах 8 и 9 на подшипниках качения установлено по три сателлита. От водила 8 через зубчатую муфту вращение передается на вал 4, с вала через шпонку на барабан 3, расположенный в корпусе блока 2.
В барабане предусмотрено специальное отверстие для закрепления стального каната с помощью клина. Для уменьшения габарита лебедки принята многорядная навивка каната на барабане. Глушитель 16 крепиться к раме 17 и предназначен для снижения уровня шума выхлопа пневмомотора. Рама служит для крепления деталей лебедки и крепления лебедки к фундаменту.
Корпус блока 2 представляет собой полую конструкцию, внутри которой установлен барабан 3, в подшипниковых опорах, с ручным ленточным тормозом 19, расположенным на реборде барабана. Корпус блока 2 имеет окна для выхода каната, рычаг тормоза 10 и собачки храпового останова. Ручной ленточный тормоз выполняет функцию маневрового тормоза, включается он вручную, нажатием на рычаг 10. При подъеме и спуске груза в качестве дополнительного предохранительного торможения используется храповый останов, собачка которого установлена на корпусе блока, а храповое колесо выполнено как одно целое с барабаном.
Пульт управления 14 крепится на пневмодвигателе 13. Он предназначен для управления пневмомотором и цилиндром управления пневматического тормоза.
Кинематическая схема лебедки показана на рисунке:
1 — устройство стопорное; 2, 12 — муфты зубчатые; 3, 6, 11, 13, 14 колеса зубчатые; 4 — редуктор привода; 5, 7, 10, 15, 18 — подшипники; 8 тормоз предохранительный; 9 — привод; 16 — тормоз маневровый; 17 барабан.
Доставка лебедки к месту установки осуществляется в собранном виде транспортными средствами, обеспечивающими безопасную и безаварийную транспортировку.
Перед спуском в шахту:
После спуска в шахту:
После закрепления лебедки:
Произведите регулировку тормозов.
ВНИМАНИЕ! Лебедка не предназначена для подъема и/или перемещения людей.
До начала выполнения работ по манипуляции с грузом необходимо подавать звуковой сигнал.
Подъем груза, пуск двигателя лебедки производите только при введенной в зацепление собачке с храповым колесом (рабочее положение собачки). Останавливайте подъем груза отключением двигателя от сети сжатого воздуха (нейтральное положение рукоятки пульта управления) при рабочем положении собачки.
При опускании груза собачку выведите из зацепления с храповым колесом. Для этого рукоятку пульта управления переведите в крайнее положение, соответствующее подъему груза (собачка скользит по зубьям храпового колеса), и поворотом маховичка выведите собачку из зацепления.
Для опускания груза рукоятку пульта управления медленно поверните в крайнее положение, соответствующее спуску груза. Для остановки опускаемого груза рукоятку поставьте в нейтральное положение и введите собачку в зацепление с храповым колесом.
Назначенный срок хранения — 3 года.
Назначенный срок службы — 7 лет (при двухсменной работе).
По истечении назначенных показателей лебедка изымается из эксплуатации и принимается решение о направлении ее в ремонт, об утилизации, о проверке и об установлении новых назначенных показателей.
Наименование сборочных единиц | Критерии отказов |
Редуктор | Нагрев масла свыше 353°K (80°C) Разрушение подшипников. Разрушение зубьев зубчатых передач. Течь масла через уплотнения крышек и манжеты. |
Барабан | Разрушение подшипников |
Тормоз пневматический | Износ тормозной ленты. Обрыв ленты. Попадание масла на рабочую поверхность. |
Тормоз ручной | Износ ленты. Обрыв ленты. Попадание масла на рабочую поверхность тормозной ленты. |
Возможными ошибочными действиями персонала, которые приводят к инциденту или аварии являются: ненадежное закрепление лебедки, превышение допустимого режима работы, несоблюдение требований правил эксплуатации:
При возникновении аварийной ситуации ( например, обрыв троса или остановки пневмодвигателя ) необходимо оценить обстановку (идентифицировать аварийную ситуацию), немедленно известить руководителя или ответственное лицо об аварии, и остановить работу лебедки. Дальнейшие действия будут определяться характером аварийной ситуации.
При получении травм пострадавший или очевидец, бывший при этом событии, обязаны немедленно известить руководителя и ответственное лицо , которые должны организовать оказание первой доврачебной помощи пострадавшему и направить пострадавшего в лечебное учреждение.
Наименование сборочных единиц | Критерии предельных состояний |
Редуктор | Повреждение и износ посадочных мест гнезд подшипников |
Тормоз пневматический | Разрушение лент, шарнирных соединений, тяг и пружин |
Барабан | Разрушение или износ реборд барабана по которым осуществляется торможение и места крепления каната. |
Неисправность | Причина неисправности | Способ устранения |
При нажатии на рычаг маневрового тормоза барабан не затормаживается | На поверхность трения тормозного обода попала смазка. | Очистить тормозной обод от смазки и насухо протрите. |
Износилась асбестовая тормозная лента | Заменить ленту | |
Головка заклепок (у новой ленты) выступает над уровнем поверхности трения. | Снимите ленту и утопите головки заклепок | |
Не отрегулирован зазор между барабаном и тормозной лентой | Отрегулировать тормозное устройство | |
Под лебедкой следы масла | Износилась манжета корпуса пневматического тормоза | Заменить манжету |
Ослабла затяжка болтов соединения корпуса пневматического тормоза с зубчатым венцом | Затянуть болтовое соединение | |
Ослабла затяжка болтов соединения зубчатого венца с диафрагмой | То же | |
Износилась манжета уплотнения барабана | Заменить манжету | |
Тормоз не удерживает груз | Не отрегулирован зазор между шковом и тормозной лентой | Отрегулировать |
На поверхность трения шкива попала смазка | Очистить поверхность трения шкива | |
Просадка или поломка пружины | Заменить пружину | |
Износилась асбестовая тормозная лента | Заменить ленту | |
Головка заклепок (у новой ленты) выступает над уровнем поверхности трения. | Снимите ленту и утопите головки заклепок | |
При включении лебедки она не развивает достаточного усилия | Масса поднимаемого груза больше указаного в технической характеристике | Уменьшите массу груза до указанной в технической характеристике |
Недостаточное давление сжатого воздуха | Устранить утечки сжатого воздуха. Обеспечить давление сжатого воздуха 0,4..0,5 МПа | |
Пневмодвигатель обмерзает в связи с большой влажностью воздуха | Отсоединить рукав, подводящий сжатый воздух от сети к лебедке, продуйте сжатым воздухом в нем накопившуюся влагу, обеспечьте нормальную влажность сжатого воздуха | |
Износились поршневые кольца и детали золотникового распределителя пневмодвигателя | Пневмодвигатель доставить в мастерскую, заменить поршневые кольца и детали золотникового распределителя. | |
При включении пневмомотора барабан не вращается. Интенсивный нагрев корпуса пневмодвигателя, редуктора привода. | Поломка зубьев передач редуктора привода. Неисправный пневмомотор. | Заменить поломанные детали редуктора привода. Заменить пневмомотор. |
Отсутствие или недостаточное количество смазки в полостях пневмодвигателя, редуктор привода. | Заполните полости необходимой смазкой до нормы. |
Техническое обслуживание лебедки заключается в своевременном выполнении определенного комплекса работ по уходу за механизмами с целью предупреждения неисправностей и поддержания лебедки в постоянной готовности к работе..
Для лебедки необходимы следующие виды технического обслуживания:
Ежесменное техническое обслуживание проводится при приеме смены машинистом управляющим лебедкой. При ежесменном техническом обслуживании (ЕО) необходимо проверить наличие масла в масленке, редукторе, пневмодвигателе в соответствии с требованиями таблицы смазки.
Особое внимание должно быть уделено проверке надежности закрепления рукавов подводящих воздух к лебедке и элементам пневмосистемы, а также надежное крепление всех составных частей и механизмов.
Еженедельное техническое обслуживание проводится ремонтным персоналом один раз в неделю в ремонтные дни.
При еженедельном техническом обслуживании (ТО-1) производятся все работы по ежесменному техническому обслуживанию (ЕО) и дополнительная смазка подшипниковых узлов.
Техническое обслуживание (ТО-2) производится ремонтным персоналом один раз в квартал в ремонтные дни.
При техническом обслуживании ТО-2 проводятся все работы по ТО-1 и дополнительно:
Техническое обслуживание №3 (ТО-3) проводится ремонтным персоналом один раз в полугодие в ремонтные дни.
При техническом обслуживании №3 (ТО-3) проводятся все работы по ТО-1 и ТО-2 и дополнительно оценка состояния всех деталей и механизмов лебедки с целью восстановления и гарантированного обеспечения работоспособности в течение установленного нормативами количества часов работы. При этом производится замена отдельных деталей и сборочных единиц с необходимой для этого разборкой, сборкой и регулировкой составных частей лебедки.
Средний ремонт (СР) проводится ремонтным персоналом один через 1500 часов работы согласно графика ремонтов, разработанных потребителем. При среднем ремонте (СР) производится полная разборка лебедки, замена деталей вышедших из строя деталей и узлов, притирка крана пульта управления, замена тормозных лент, манжет, полная замена смазки, регулировка тормозов с целью полного восстановления работоспособности и гарантированного обеспечения работоспособности в течение установленного нормативами количества часов работы.
Техническое обслуживание и ремонт лебедки производится только после полной разгрузки транспортируемого материала или оборудования и отключения сжатого воздуха.
Вывод лебедок в ремонт должен производится лицом, ответственным за безопасную эксплуатацию лебедок и производственный контроль, в случае обнаружения неисправностей, не совместимых с безопасной эксплуатацией лебедки.При ремонте руководствоваться настоящим руководством по эксплуатации и инструкциями для ремонтного состава.
Разрешение на пуск лебедки в работу после ремонта выдается лицом, ответственным за безопасную эксплуатацию лебедок и производственный контроль, при получении положительных результатов контроля выполнения требований безопасности.Средний ремонт (СР) проводится ремонтным персоналом один через 1500 часов работы согласно графику ремонтов, разработанных потребителем.
Смазку лебедки при ежесменных и номерных технических обслуживаниях проводить согласно таблицы смазки, где указаны сроки проверки и способы нанесения смазки.
Смазка пневмодвигателя лебедки и узлов пневмосистемы осуществляется масленкой вместе с поступающим сжатым воздухом.
Заливка масла в масленку производится при закрытом вентиле подачи сжатого воздуха и сброшенном в системе давлении.
При работе лебедки необходимо следить за нагревом подшипниковых узлов и своевременно их смазывать.
При проведении смазочных работ соблюдать следующие общие правила, которые позволят продлить срок службы лебедки:
Перед отгрузкой потребителю лебедка должна быть законсервирована в соответствии ГОСТ 9.014-78 и упакована в ящик типа IV-2 по ГОСТ 10198-91.
Вариант временной защиты — ВЗ-4, вариант внутренней упаковки ВУ-1, срок защиты без переконсервации для -категории условий хранения и транспортирования 4 (Ж2) Нод.
При необходимости, хранения лебедки более одного года, необходимо вскрыть тару. С помощью грузоподъемного механизма достать лебедку из ящика. Провести переконсервацию и повторно запаковать в ящик.
Условия хранения лебедки должны соответствовать условиям 4 (Ж2) по ГОСТ 15150-69.
При длительном хранении лебедки должна быть обеспечена возможность проверки состояния консервации, которая проводится не реже одного раза в месяц.
Срок хранения лебедки не более трех лет.
По истечении назначенных показателей лебедка изымается из хранения и принимается решение о направлении ее в ремонт, об утилизации, о проверке и об установлении новых назначенных показателей.
Лебедка может транспортироваться автомобильным, железнодорожным, водным, и авиатранспортом, при условии предохранения ее от механических повреждений.
Погрузка, раскрепление и транспортирование в зависимости от вида транспорта должны производиться в соответствии с нормами и требованиями «Технических условий погрузки и крепления грузов», «Правил перевозки грузов» и Правил безопасности- морской перевозки генеральных грузов».
Требования к расстоянию и скорости транспортирования не предъявляются.
Условия транспортирования лебедки в части воздействия механических факторов Ж по ГОСТ 23170-78, в части воздействия климатических факторов — 4(Ж2) по ГОСТ 15150-69.
Расстановка и крепление грузовых мест в транспортных средствах должны обеспечивать устойчивое положение в пути. Смещение и удары не допускаются.
Отработавшая свой срок лебедка должна демонтироваться и утилизироваться.
Выполнять демонтаж в последовательности обратной монтажу.
Лебедка не содержит драгоценных, вредных и опасных материалов.
После списания лебедка должна быть разобрана (отделены черные, цветные металлы, резинотехнические изделия) и отправлены на переработку в соответствии с установленными правилами.